Нескучная глина

Журнал "ПанорамаCity", № 11, ноябрь 2007 года

Строго говоря, шамотной глины не существует - в беседе с художником-керамистом Ольгой Фроловой это стало первым откровением для автора настоящих строк.

— Есть шамотная масса, которая приготавливается из обычной сырой глины с добавлением предварительно обожженных зерен, — уточняет Ольга. Зерна эти получаются так: берут глину, обжигают ее при температуре около 600 градусов, а потом размалывают и просеивают. Обычно используют фракции около 2-4 миллиметров.

На вопрос о достоинствах шамота Ольга отвечает лаконично: «Он живой. А еще хорошо выдерживает разные погодные условия». О том, что шамот живой - чуть ниже, а вот насчет погодных условий одна оговорка: для этого нужно провести хороший обжиг. Ольга обжигает свой шамот при температуре не меньше 1100 градусов. И не один раз - минимум три. Но бывает и восемь. Если надо. — А вот когда массу жгут, экономя электроэнергию, на восьмистах градусах, то она неизбежно разрушится, года через два. Вообще, разные объекты требуют разных масс, разного обжига и разных покрытий.

С цветом своего шамота Ольга творит чудеса. Красный, белый, желтый, рыжий - какой ей нужен, такой и делает. И вот тут - момент второго откровения.

— У нас в Ростовской области есть уникальный карьер, в котором восемнадцать оттенков глины, от белой до темно-бордовой. А вообще глина меняет цвет при обжиге. Не знали? Ну, скажем, она может быть такого лиственно-зеленого, очень глубокого, темного цвета, а после обжига становится насыщенно-красной. Или серой перед обжигом, а после розовой.

Из шамота Ольга делает все что угодно. И основным его предназначением считает ландшафт. Настенные панно, вазы, светильники, амфоры, фонтаны, улитки, смешные жабы, люковые, как их называет Ольга, черепахи...

— Часто бывает, что на участке водопроводный люк располагается в самом неудачном месте. Посредине дорожки, на газоне перед домом... А когда на крышке люка появляется большая черепаха недостаток превращается в достоинство.

Но из шамота можно делать и интерьерные вещи. А некоторые - только из него. Потому что шамот выдерживает толстый слой. Сантиметров десять спокойно выдерживает. Глина такого слоя в печи просто взорвется... А еще - и мы уже говорили об этом чуть выше - шамот «живой». Это тут не для красного словца, энергетика чувствуется очень сильно.

— Часто бывает: берет человек что-то в руки, даже мелочь какую-то, и все, «прилип», смотрю удивительные вещи, которые делает из шамота Ольга Фролова.  «Все, говорит, я не могу... Он такой какой-то...». Так что я считаю, все должно быть настоящее, «живое», со своей энергетикой. Я немного не понимаю, когда люди смотрят на пластмассовую ландшафтную фигурку, ну, скажем, на крота, и говорят: «Ой, крот! У него черный носик, красные глазки!!!»... И они безумно счастливы ему. Но это скучно, по-моему... Зато дешево. Вот и расхватывается пластмассовая штамповка. Хотя вопрос цены - относителен. Как, впрочем, и все в нашем мире.

— Пришла как-то женщина и тихо так говорит: «Вы знаете, я собираю фигурки сов. Вы мне можете сделать?». Ну как я могу отказать? Конечно, я могу сделать! И я не возьму за свою работу столько денег, сколько это на самом деле стоит. Ведь чувствуется, что человек с любовью к этому подходит...


А вот - третье откровение. Есть у Ольги такая «фишка», которую сейчас из ее коллег не делает уж точно никто. Японская технология обжига XVI века. Называется «раку». Это когда в глазурь добавляют драгоценные и редкоземельные металлы - золото, серебро, платину, медь, кобальт.

— Обжиг очень сложный, показывая переливающуюся всеми оттенками синего маску, говорит Ольга, буквально на пять минут нельзя упустить печь. Над ней нужно сидеть. Но эффекты получаются потрясающие, как будто бензиновая пленка на воде. Она может быть с синевой, а может быть ну прям как золото... И действительно, держишь в руках такую штуковину и не понимаешь, из чего она сделана. Фантастика какая-то.

Александр Голубенко

 

Создание сайта «АдвексЛаб»   Copyright © 2009-2024 Черевко Ольга