Журнал "Окно", № 5, сентябрь 2002 года
Решились бы вы заселить свой дом лягушками, кошками, рыбами, улитками? Сомневаетесь? Это лишь до тех пор, пока вы не познакомились с работами Ольги Фроловой. Но обо всем по порядку.
Разрешите представить: Ольга Фролова, художник-керамист. Окончила Ростовское Художественное училище им. Грекова (художник-модельер), затем - Ростовский Архитектурный Институт, факультет декоративно-прикладного искусства, специальность - керамика. Набор был первым, экспериментальным, программа обучения - насыщенной, поэтому студентку Фролову научили всему: от эскиза до изготовления формы и обжига готового изделия. Диплом "Этот удивительный мир" оказался первой в Ростове работой по этой теме. А к моменту окончания института Ольга Фролова была уже членом Союза дизайнеров России. Вот так. Проблемы выбора дальнейшего пути для Ольги не было. Шамот, фарфор, фаянс, терракота... За каждым словом - маленькое (или большое), но уж точно необыкновенное чудо. Кашпо, садово-парковая скульптура, вазы, панно, колонны, фонтаны, миниатюрные фигурки. Впрочем, пусть о своем творчестве расскажет автор.
- Скажите, Ольга, какая тема превалирует в ваших работах? - Просто предпочитаю природные мотивы - в форме, орнаментах. Да и сам материал подсказывает. Иногда использую в качестве элементов сыромятную кожу, интересные веточки, семена - все, что нравится мне самой и хорошо сочетается с керамикой.
- Вы часто работаете по заказу. Не возникает ли проблема столкновения вкусов художника с пожеланиями заказчика? - Обычно получается найти компромисс. Но главное - чтобы миниатюра, кашпо или фонтан нравились тому человеку, которому с ними делить свое жилое или рабочее пространство. Мне и самой интересно создавать что-то новое, неожиданное.
- Украшают ли ваш дом собственные работы? - Никак не доходят руки сделать что-нибудь для себя, хотя идей много - и для интерьера, и для двора.
- Всегда ли вы точно знаете, каков будет результат? - Элемент неожиданности, тайны держит в напряжении до того момента, пока не достанешь изделие из печи. Эмали - собственного приготовления, каждая - эксперимент: плюс-минус несколько граммов какого-нибудь компонента, и совсем новый эффект. Например, применяя технику сложного обжига "раку", можно получить оттенки от красного до золотого, от медного до синего.
- Что дарите друзьям на праздники? - По-разному. Если знаю, что какая-то моя работа обрадует - ее и дарю. Но, как и все, иногда хожу за подарками в магазин или на рынок.
- Каким было самое большое ваше творение? - Это было панно метр на метр. Должна сказать, что по степени творческой отдачи работа над крупным изделием мало чем отличается от изготовления миниатюры: так же нужно сделать эскиз, несколько обжигов, проработать детали.
- Есть ли у вас совместные проекты? - С удовольствием соглашаюсь поработать с дизайнерами, занимающимися оформлением интерьеров. Вместе с заказчиком подбираем наиболее подходящий для этого помещения предмет, учитывая его назначение и общее настроение комнаты или, например, беседки. Часто именно деталь, такая, как кашпо или светильник, придают интерьеру законченность и цельность.
- Есть устойчивое мнение, что художник должен быть одинок, так как творчество и семейная жизнь - вещи несовместимые. Применимо ли это к вам? - Абсолютно нет. Главный помощник в работе для меня мой муж Денис. Если бы не его поддержка, никакого творчества, скорее всего, не получилось бы. Именно он, когда нужно, дает совет, что-то подсказывает или критикует, что тоже полезно. А главное - понимание того, чем я занимаюсь и насколько это для меня важно.
- Как складываются отношения внутри среды керамистов? - Обычные человеческие отношения. Кто-то не любит раскрывать свои секреты, кто-то, наоборот, делится открытиями. Один знакомый как-то с восторгом рассказывал о том, как он приготовил глазурь из кинескопа старого телевизора, и получилось интересно и красиво. Вообще-то все керамисты довольно-таки суеверны. Считается нежелательным пускать посторонних в мастерскую, есть примеры, когда печь отказывалась полноценно работать в чужих руках, не набирая необходимую температуру, или же изделия в ней просто взрывались.
- Тогда вопрос о связи творчества со сверхъестественным. У вас маленький ребенок. Был ли отмечен период беременности какими-то необычными моментами творческого характера? - Однажды, вылепливая вазу, нечаянно её помяла, и она приняла контуры тела женщины. Причем женщины, ожидающей ребенка. Этот случай запомнился.
Что ж, женщина-творец и тайна всегда соседствуют... Виола Волкова
|