Журнал "Ваш КАПИТАЛ", № 4(61), 2007 года
Ростовская художник-керамист Ольга Фролова возрождает древне-японскую технологию восстановительного обжига и уважение к мастерству. Наверное, еще со времен Лескова повелось писать о наших мастерах, как о талантливых, но несчастных людях. Есть в них «искра божья», а вот финансовой и моральной поддержки ждут — не дождутся... К счастью, не существует правил без исключений. Ростовский художник — керамист Ольга Фролова на судьбу не жалуется. Вроде как все хорошо в ее жизни, а больше всего помогает девиз: «Пахать, пахать и пахать».
Казалось бы, как можно увязать пахоту — тяжелый физический труд и занятие керамикой, которая требует полета фантазии и рождается в уютной и теплой мастерской? Но любой, кто видел, как миловидная женщина передвигает 1.5-метровые амфоры, понимает, что далеко не все так просто. И сама Ольга признает: «Ох, не женское это дело».
Путь мастера Где же воспитываются наши таланты? Кто учит их особой философии творчества, помогает найти вдохновение и увидеть жизнь в новом ракурсе?
Начинается все с обыкновенной художественной школы. По крайней мере, так было у Ольги. Не сразу поняла она, что керамика - ее призвание. После «художки» пошла в училище Грекова на специальность художник-модельер сценического костюма. Из этого периода своей жизни вынесла она искреннюю благодарность преподавателям - супругам Виктору и Светлане Лень и воспоминания о дефиците материала для творчества.
Поиск «себя» продолжался. Учиться хотелось дальше, и тогда Ольга поступила в Архитектурную академию на факультет декоративно-прикладного искусства. После училища Грекова занятия давались ей легко. Так как набор на эту специальность был первый, преподаватели сами толком не знали, какими должны выйти молодые специалисты, а «попробовали» на студентах все. Когда встал выбор — текстильный дизайн или керамика — Ольга, которая в «художке» лепить не любила, выбрала почему-то керамику. И не ошиблась.
После первой выставки молодой мастер-керамист, заручившись рекомендацией преподавателей, подала заявку в Союз Дизайнеров России и была принята. — Безусловно, все, что сейчас я умею, дается через опыт, — говорит Ольга. — Училище Грекова — это мощнейший заряд на жизнь, но ... недостаточный. Только методом проб и ошибок достигается наилучший результат. В какой технике работать, что за материал использовать - чтобы понять это, нужно испробовать многое. Женское счастье ... Рабочий день керамиста регламентируется сроками сдачи заказа и приливами творчества, но семью — никто не отменял. У Ольги двое детей, погодки. Женщины могут представить себе, насколько это сложно. Работая в мастерской, Ольга брала дочь с собой, совмещая профессиональную деятельность с материнскими заботами. Старшим мальчиком в это время занимался отец. Вообще Ольга считает, что ей очень повезло с мужем. История их отношений насчитывает уже шестнадцать лет.
— Муж - это все. Он и вдохновитель, и помощник, и толкач, — говорит Ольга. На выпускном в училище Денис Олегович был ее моделью — позволил одеть себя в костюм половецкого воина и сделать «боевую раскраску», сам подобрал «аксессуары». На зрителей модель произвела неизгладимое впечатление.
Позже, в академии, Денис Олегович помогал Ольге делать первую печь, добывать материалы для работы. Более того, жена «заразила» его любовью к керамике. Сейчас он, видный мужчина с очень брутальной профессией — боцман — лепит милейшие чайники. Иногда для Ольги муж становится еще и «музом», то есть музой. Например, именно благодаря его подсказке из обыкновенной жабы получилось чудесное хвостатое земноводное, которое очень понравилось клиентам.
— Женщина всегда остается женщиной. На ней все: готовка, стирка, уборка, дети. Но мне повезло с мужем. Я могу разговаривать по телефону час, а он будет купать детей. У меня есть примеры перед глазами, когда супруги не понимают своих творческих жен. Это очень больно для творческого человека, — говорит художница.
... «Я могу все», - считает Ольга Кто-то скажет — не скромно. Но, листая альбом с фотографиями работ, понимаешь - действительно все. Это и фарфор, и фаянс, и шамотная масса (уличные украшения), и глина. Доступна Ольге и древне-японская технология XVI века — «raku», которая сейчас используется крайне редко. Главная проблема - это обязательное соблюдение принципа «холод-жар-холод». Даже при малейшем колебании в 5-10 градусов может произойти либо «пережег», либо «недожег». Работа в стиле «raku» требует не только постоянного наблюдения, но и совершения определенных действий для создания температурного скачка в печи. Опять же температура не должна упасть слишком низко и не должна держаться слишком долго.
Технологию «raku» называют еще «восстановительным обжигом». Ценность ее в том, что оксиды металлов имеют тут свои естественные цвета, а не какие-нибудь другие. Визуально raku можно отличить по металлическому отблеску. Кроме эстетических качеств, работы должны иметь и «полезную нагрузку» — уверена Ольга и поэтому делает особые фигурки-клумбы, которыми можно прикрыть неудачные садовые люки. Есть и декоративные шкатулки, необычные цветочные горшки, похожие на слонов и черепах.
Работает Ольга непосредственно «под заказчика». — Мне нужно прийти к человеку, посмотреть, как выглядит он, его жилище, пообщаться. Тогда я чувствую, что нужно делать, и пытаюсь донести это до клиента. Эскизы, особенно в цвете - не мое. Стараюсь объяснить все словами, на эмоциях. А как можно передать в рисунке фактуру? Потом уже приношу эскиз в материале, то есть пробник того, что буду делать, и на месте смотрю, насколько подходит. Свое мнение клиенту не навязываю. Наоборот, люблю, когда спорят. Наибольшее удовлетворение от творчества получаю, когда вижу, как люди с восхищением смотрят на готовое изделие. Значит, мы поняли друг друга. Хотя, конечно, бывают и тяжелые случаи. На выставке ко мне однажды подошел человек и спросил, сколько стоит моя работа. Я ответила и услышала: «Чё? Да я на эти деньги столько колбасы куплю!». Ну уж это — кому что важнее, - рассказывает Ольга.
Австрия, Германия, Австралия - страны, где уже давно «прижились» работы Ольги Фроловой. Бывает, что ценители прекрасного приглашают ростовского мастера приехать, чтобы она не только изготовила, но и лично установила изделия. Из помощников Ольга доверяет только мужу, следуя принципу «Если хочешь что-то сделать хорошо - сделай это сам». Еще один постулат жизненной философии — умение ценить себя. В прямом смысле слова это непросто. Художники пока не входят в число самых высокооплачиваемых профессий. Талант продавать, раскручивать бренд, строить команду и повторять чужой успех ценится выше, чем талант создавать неповторимые произведения искусства, которые хвалят, но купить хотят по цене ширпотреба.
В переносном смысле слова умение ценить себя означает неумение работать абы как, недопустимость огрехов даже в мельчайших деталях. Внутренняя ответственность - обязательная характеристика мастера. Сама Ольга так объясняет свою позицию: — Нельзя сделать тарелку из сервиза хуже, чем весь сервиз. Если начнешь себе позволять такое, то изменяется отношение людей к тебе. Да и к самому себе тоже. Уходит удовлетворение. А когда оно есть, оно очень сильное, ни с чем не сравнимое. Кроме того, занимаясь творчеством, ты передаешь своему изделию определенную энергетику. Была ситуация, когда я в магазине увидела рыбку. Мы, керамисты, художники все знаем друг друга. Даже если не лично, то по работам. Взяла я ту рыбку -хорошая. Другую посмотрела -боже, что с ней? Чувствуется, что человеку было плохо, когда он делал ее. Так и оказалось потом. Когда творишь руками, ты несешь человеку заряд. Как же можно, чтобы он был отрицательным? Я уверена, что талант — от Бога. Поэтому «плохим» человеком быть нельзя - негатив, направленный в мир, все равно возвращается к тебе, как бумеранг.
...Вот такой получился «жизнеутверждающий очерк». Оказывается, не все мастера от природы отшельники и меланхолики. Есть среди них и борцы с волевым характером, которые любят жизнь и стараются сделать ее лучше — и для себя, и для окружающих. Ольга Прудникова |